Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа № 24 х. Северокавказского муниципального образования Новокубанский район

//

 

 

Кубановедение 4 класс. Тема урока: Водоемы нашего края, использование водоемов и их охрана.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 24 х.Северокавказского

МО Новокубанский район

 

 

 

 

Кубановедение  4 класс.

Тема урока:

Водоемы нашего края, использование водоемов и их охрана.

 

 

 

 

 

 

                                                       Учитель начальных классов

                                                       Кулешова Любовь Давыдовна

 

2013 год

 

Кубановедение  4 класс.

Тема: Водоемы нашего края, использование водоемов и их охрана.

Цель урока: сформировать представление о водоемах нашего края, их использовании и охране.

Оборудование: карта Краснодарского края, плакат «Водоем»,  схема реки.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II. Работа над новой темой.

1.Учитель. Ребята, отгадайте загадку:

Я и тучка, и туман, я – река и океан.

Я летаю и бегу, стеклянной быть могу.   (Вода)

- Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим)

- Одинакова ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая)

- Какая вода в водоемах нашего края?

- Где вода соленая? (В морях, в океанах)

- Какие водоемы вы знаете? (Океан, море, озеро, пруд, река, ручей)

- Назовите реки нашего края.

- Что вы знаете о реке Кубань?

-  Перечислите озера нашего края.

 

2.Учитель. Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Естественные водоемы созданные природой и искусственные- созданные человеком.

водоемы

естественные

искусственные

Океан, море, река, озеро, ручей, лиман

Пруд, водохранилище, канал

3. Беседа с опорой на плакат «Водоем»

- Что изображено на плакате?

-Что называется водоемом?

-Назовите известные вам водоемы.

- На какие виды подразделяются водоемы?

 

4. Знакомство с водоемами Краснодарского края. Беседа о морях. (Подготовленные ученики рассказывают о морях, показывают их на карте)

Черное море омывает наш края от мыса Тузла до реки Псоу, на границе с Грузией. Площадь моря  - 422 000 кв.м.  Самая  большая глубин – 2245 м. Оно связывает Россию со многими странами мира: Болгарией, Румынией, Турцией и другими странами. На побережье Черного моря расположены крупные города нашего края: Новороссийск, Сочи, Анапа, Геленджик. Черное море не замерзает. В нем водится много разных рыб.

Азовское море находится на северо-западе. Оно меньше Черного моря. Его берега невысокие. Площадь моря – 38 800 кв.м, глубина – 15 м. Азовское море замерзает, так как его вода полусоленая. Тогда по нему перевозят грузы. В Азовском море много рыбы. На побережье Азовского моря расположены крупные города: Ейск, Темрюк и другие.

5.Беседа о реках.

Учитель. Карта края покрыта тонкими извилистыми жилками. Это наши реки. Посмотрите на карту: одни впадают в Черное море, другие в Азовское. В Азовскоеморе впадают реки: Бейсуг, Челбас, Ея, Кирпили, Сосыка. В Черное – Сочи, Туапсе, Вулан, Пшада, Мзымта.

- Какие реки вы запомнили?

-Назовите самую крупную реку.

 

Беседа о реке Кубань.

- Где берет начало?

- Есть ли у нее притоки?

- Куда впадает?

- Какие рыбы в ней водятся?

(Подготовленный ученик рассказывает о реке Кубань и показывает ее на карте)

Кубань – одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа. Началом ее считается место слияния горных рек Уллукай и Учкулан. Длина реки 870 километров. 700 км приходится на территорию Краснодарского края. У нее есть притоки- Уруп, Лаба, Белая, Пшиш, Псекупс. Река Кубань впадает в Азовское море. В реке обитают рыбы: сом, карп, сазан, щука, лещ, окунь и другие.

Рассказ об озерах.

На территории края озера мелководные. Они созданы реками, морями и дельтой Кубани. Самые известные озера: Ханское, Чембурка, Абрау, Кардывач. Самое большое-Ханское. Вода  в нем  солено-горькая. При выпаривании получается поваренная соль.

Работа по учебному пособию «Путешествие по родному краю»

Плавни образовались от разливов рек и скопления дождевой воды. Плавни, примыкающие к Азовскому морю называются Приазовскими. Они самые большие по площади. Плавни, расположенные вдоль реки Кубань называются Закубанскими.

Лиманы- это мелководные водоемы, созданные деятельностью морей и рек. Самые крупные: Ахтанизовский, Бейсугский, Кирпильский, Ейский, Кизилташский.

Водохранилища – это искусственные водоемы. С их помощью поддерживается уровень воды, орошаются поля. В крае несколько таких водохранилищ: Шапсугское, Краснодарское, Крюковское, Варнавинское. Крупнейшее – Краснодарское. Его длина 46 км, ширина – 10 км, о глубина – 7 метров.

III. Физминутка.

IV. Работа по карте края.

  1. Записать и показать на карте названия водоемов.
  2. Закрепление изученного материала.

Игра «Угадай водоем»

- Водоем, название которого происходит от названия города. (Туапсе, Сочи, Краснодарское водохранилище)

Доскажи слово.

  1. С гор бежала без оглядки,

С ручейком играла в прятки,

Широка и глубока

Это быстрая …

  1. Слово мое  начинается на «О»

Оно в горах встречается,

Нигде не повторяется

И кончается на «О»,

Значит это …

  1. Посмотри: до горизонта

Все вода, вода, вода.

Здесь гуляют на просторе

Корабли и катера.

Разгулялся ветер

На его просторе,

И поднялись волны,

И проснулось  …

 

Конкурс на знание водоемов нашего края.

- Водоем, разделяющий наш край пополам.

- Озеро, в воде которого находится соль.

-Самый глубокий водоем.

 

V. Подведение итога урока: Что нового узнали на уроке?

Выставление оценок.

 

VI. Домашнее задание: подготовить рассказ об использовании и охране водоемов.

300*250

//

 

 

200*400

//

 

 

Форум школы № 24

полезные ссылки

друзья школы

www.specialauto.net

PHP Module



468*60

//